В современных условиях стремительного развития науки, быстрого обновления информации невозможно научиться чему-то на всю жизнь, важно развивать в себе интерес к накоплению знаний, к непрерывному самообразованию. Именно способности к самообразованию особенно важны для динамично развивающегося современного общества, в котором каждый должен уметь самостоятельно оценивать себя, самостоятельно принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить средства ее реализации.
Овладение иностранным языком в основном мотивируется внешними факторами, такими как: возникновение в языке иноязычных слов и терминов, расширение международных связей между странами, интерес к культуре других стран и т.д. Но эффективность самообучения зависит от сформированности внутренней мотивации, вашего внутреннего желания.
При самостояельном изучении иностранного языка степень проявления вашей автономии может быть различной. Если этот процесс на всех его этапах полностью управляется вами, то можно говорить о подлинно автономном обучении иностранному языку или об автономии «в широком смысле». Однако в силу сложности этот метод встречается не часто. Более успешно для овладения иностранным языком применяются метод самообучения полиглотов и тандем-метод. Остановимся на них более подробно.
Полиглоты делятся на две группы: на «подлинных», «неосознанных», и «ненастоящих», «осознанных». Первая группа наиболее многочисленна и представляет собой жителей многоязычных стран, в которых говорение на нескольких языках является нормой. Такие страны встречаются на всех континентах. Так, например, в Европе к ним относятся Швейцария (немецкий, французский, итальянский, ретороманский); Бельгия (фламандский, французский), Люксембург (немецкий, французский); в Африке — Кения (английский, суахили); в Азии — Индия (хинди, английский); в Америке — Канада (английский, французский).
Вторая группа полиглотов гораздо малочисленнее, но именно она представляет для нас сейчас наибольший интерес. Анализ их методов самообучения показывает, что они базируются на многих общих принципах, а именно:
- высокий уровень мотивации;
- автономия и самостоятельность в постановке целей, а также в определении содержания и методов работы;
- гибкая, индивидуальная стратегию самообучения, выработанная на основе собственного опыта изучения иностранного языка;
- осуществление систематического самоконтроля;
- выделение доминирующего вида речевой деятельности;
- ориентации на применение аутентичных материалов.
Опыт полиглотов показывает: чтобы овладеть иностранным языком, важны не столько способности, возраст, условия обучения, сколько наличие большого желания и жизненно необходимой потребности в изучении иностранного языка. Прежде всего необходимо определить, какой язык, с какой целью и в каком объеме будет изучаться. Начинать изучение языка легче с близкородственных. Для русского языка такими являются белорусский, украинский, болгарский, польский, словацкий, чешский. Для английского — немецкий, нидерландский, датский, норвежский, исландский, шведский, т. е. германские языки.
Затем надо подобрать подходящую учебную литературу: самоучитель или специальное учебное пособие для начинающих. Если их не удалось найти, не следует огорчаться. Г. Шлиман начинал изучение русского языка, имея только грамматику, словарь и одну художественную книгу. Следуя его примеру, достаточно использовать практическую грамматику или грамматический справочник, другие учебные пособия на том иностранном языке, который хочется изучить. Необходим также словарь.
Следующим этапом является поиск преподавателя или носителя изучаемого иностранного языка, который помог бы на первых порах в овладении правилами чтения и произношения.
Рассмотренный метод самообучения иностранному языку представляет собой лишь очень небольшую часть всей имеющейся многообразной палитры методов самообучения. Тем не менее он даёт некоторое представление о тех путях самообучения иностранному языку, по которым вы смело можете следовать!