Самообучение

В современных условиях стремительного развития науки, быстрого обновления информации невозможно научиться чему-то на всю жизнь, важно развивать в себе интерес к накоплению знаний, к непрерывному самообразованию. Именно способности к самообразованию особенно важны для динамично развивающегося современно­го общества, в котором каждый должен уметь самостоятельно оценивать себя, самостоятельно принимать решения, определять содержание своей деятель­ности и находить средства ее реализа­ции.

Овладение иностранным языком в основ­ном мотивируется внешними фактора­ми, такими как: возникновение в языке иноязычных слов и терминов, расширение международных связей между странами, интерес к культуре других стран и т.д. Но эффективность самообучения зависит от сформированности внутрен­ней мотивации, вашего внутреннего желания.

При самостояельном изучении иностранного языка степень проявления вашей автономии может быть различной. Если этот процесс на всех его этапах полностью управляется вами, то можно говорить о подлинно автономном обучении иностранному языку или об авто­номии «в широком смысле». Однако в силу слож­ности этот метод встречается не часто. Более успешно для овладения иностранным языком применяются метод самообучения полиглотов и тандем-метод. Остановимся на них более подробно.

Полиглоты делятся на две группы: на «подлинных», «неосознанных», и «нена­стоящих», «осознанных». Первая груп­па наиболее многочисленна и представ­ляет собой жителей многоязычных стран, в которых говорение на несколь­ких языках является нормой. Такие стра­ны встречаются на всех континентах. Так, например, в Европе к ним отно­сятся Швейцария (немецкий, француз­ский, итальянский, ретороманский); Бельгия (фламандский, французский), Люксембург (немецкий, французский); в Африке — Кения (английский, суахи­ли); в Азии — Индия (хинди, англий­ский); в Америке — Канада (английский, французский).

Вторая группа полиглотов гораздо малочисленнее, но именно она представ­ляет для нас сейчас наибольший интерес. Анализ их методов самообу­чения показывает, что они базируются на мно­гих общих принципах, а именно:

  • высокий уровень мотивации;
  • авто­номия и самостоятельность в постанов­ке целей, а также в определе­нии содержания и методов работы;
  • гибкая, индивидуальная стратегию самообучения, выработанная на осно­ве собственного опыта изучения иностранного языка;
  • осуществление систематического само­контроля;
  • выделение доминирующего вида речевой деятель­ности;
  • ориентации на применение аутентичных материалов.

Опыт полиглотов показы­вает: чтобы овладеть иностранным языком, важны не столько способности, возраст, условия обучения, сколько наличие большого желания и жизненно необходимой по­требности в изучении иностранного языка. Прежде всего необходимо определить, какой язык, с какой целью и в каком объеме будет изучаться. Начинать изу­чение языка легче с близкородственных. Для русского языка такими являются белорусский, украинский, болгарский, польский, словацкий, чешский. Для английского — немецкий, нидерландский, датский, норвежский, исландский, швед­ский, т. е. германские языки.

Затем надо по­добрать подходящую учебную литерату­ру: самоучитель или специальное учеб­ное пособие для начинающих. Если их не удалось найти, не следует огорчать­ся. Г. Шлиман начинал изучение рус­ского языка, имея только грамматику, словарь и одну художественную книгу. Следуя его примеру, достаточно исполь­зовать практическую грамматику или грамматический справочник, другие учебные пособия на том иностранном языке, который хочется изучить. Необходим также сло­варь.

Следующим этапом является поиск преподавателя или носителя изучаемо­го иностранного языка, который помог бы на первых порах в овладении правилами чтения и произношения.

Рассмотренный метод самообу­чения иностранному  языку представляет собой лишь очень небольшую часть всей имеющей­ся многообразной палитры методов самообучения. Тем не менее он даёт некоторое представление о тех путях самообучения иностранному языку, по которым вы смело можете следовать!